Зачастую стресс ассоциируется с негативными последствиями и состояниями эмоционального дискомфорта. Важно знать, что для организма человека, стресс – это полезная приспособительная реакция, возникающая в ответ на сильные внешние раздражители (стрессоры). И хотя сам по себе стресс полезен (например, он способствует обучению и увеличивает приспособляемость к меняющимся условиям среды), его частое и чрезмерно длительное воздействие на человеческий организм ведёт к истощению, оказывая пагубный эффект. Стрессовые факторы для врачей и среднего медицинского персонала во многом связаны с объективными особенностями, сопутствующими профессии (высокая ответственность, контакты с тяжелобольными пациентами и т.д.). Однако есть и такие факторы, которые зависят от стиля общения и взаимодействия, принятом в том или ином коллективе медицинской организации.
Стресс может привести к эмоциональной раздражительности, чувству неудовлетворения, апатии, снижению интереса к работе. Кроме того, стресс опасен тем, что зачастую ведет к эмоциональному выгоранию. Термин «эмоциональное выгорание» был введен в психологию американским психиатром Фрейденбрегом. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это состояние, сопровождающееся эмоциональным истощением, безразличием и негативным отношением к окружающим людям (в том числе коллег и пациентов), деперсонализацией, чувством неудовлетворенности и т. д. В контексте трудовой деятельности человека часто используется термин «профессиональное выгорание».
Снижение эффективности трудовой деятельности в результате накопления стресса и формирования СЭВ имеет несколько проявлений:
физическое истощение, снижение выносливости (причем как физической, так и психологической);
сфокусированность на иррациональных и асоциальных установках и чувствах;
деморализация, деперсонализация, цинизм, антигуманный настрой, профессиональная деформация личности, заключающаяся в автоматизации действий и снижении эмоциональной вовлеченности в процесс исцеления пациента;
снижение мотивации и продуктивности, утрата смысла жизни.
Некоторые авторы, например Кокс и Гриффитс, перечисляют более 150 симптомов. Важно заметить, что их наличие и степень проявлений сугубо индивидуальны. При этом некоторые исследователи замечают, что мужчинам свойственна высокая степень деперсонализации (утрата чувства «я», ощущение душевной пустоты), а женщинам выраженное эмоциональное истощение. Все симптомы принято делить на пять групп: физические, эмоциональные, интеллектуальные (когнитивные), поведенческие и социальные.
Один из ключевых элементов СЭВ – дезадаптация. Беребин и Вассерман отмечают возможное развитие дезадаптации по трём путям: соматическому (развитие патологических состояний), невротическому (реакции состояния и развития), психологическому (в контексте взаимодействия с социальной средой).
В контексте медицинских профессий особенно важно изменение системы ценностей, отношения к пациентам и заинтересованности в их излечении. Потеря мотивации в работе вместе с утратой смысла жизни приводит к повышенной текучести кадров, снижению числа опытных сотрудников, а это в свою очередь ведет к общему снижению качества оказываемых услуг. Поэтому явление СЭВ имеет и экономический смысл – его высокая распространённость в пределах организации ведёт к снижению ее кадрового потенциала.
Исследователи доказали, что врачи находятся в профессиональной группе риска. По данным исследований у 10% врачей и 15% медработников было обнаружено профессиональное выгорание, а у четверти были обнаружены признаки формирования этого состояния.
В некоторых странах борьбу с профессиональным выгоранием ведут на национальном уровне. Так, в Германии в 2000 году ведущие союзы больничных касс выпустили руководство по профилактике этого состояния, а центральный союз профессиональных объединений разработал программу «Психические нагрузки». Кроме того, в Германии существует медицинский центр TOMESA, представивший программу «Выход из истощения», включающей беседы со врачом, лекции о стрессе, консультации по правильному питанию и т.д. Во Франции при участии медицинских работников и психологов по инициативе Министерства труда была выпущена брошюра с рекомендациями по избеганию эмоционального выгорания. В России 17 ноября 2016 года был открыт Центр психологической поддержки работников здравоохранения Забайкальского края на базе Клинического медицинского центра Читы. Сотрудники центра проводят тренинги, где обсуждают удовлетворенность условиями труда, уровень стресса, деперсонализацию.
Важно подчеркнуть, что в сферу ответственности менеджеров и директоров вовсе не входит клиническая диагностика стресса работников, или лечение его последствий – это входит в компетенцию профессионалов. Однако необходимо понимать, что предотвращать вызванные стрессом состояния сотрудников, при которых их эффективность падает – в интересах любого руководителя.
Есть несколько общих рекомендаций для руководителей для предотвращения развития синдрома эмоционального выгорания на организационном уровне:
Соблюдение требований, изложенных в документах по охране труда и обеспечению профессиональной безопасности в медицинских учреждениях;
Обнаружение причин вызывающих СЭВ в рабочем процессе;
Проведение мероприятий по осведомленности о профессиональной безопасности, борьбы со стрессом, методов расслабления;
Создание условий для снятия стресса среди персонала на рабочем: выделение комнат отдыха и психологической разгрузки, определение сотрудников в группы риска;
Создание здоровой рабочей атмосферы.
Проведение ряда мероприятий руководителями медицинских учреждений способствует первичной профилактике этого состояния. Например:
Улучшение навыков борьбы со стрессом среди персонала, путём рекомендаций и проведения лекций о природе стресса и важности регулярного отдыха, а также проведение сеансов групповых обсуждений после критических случаев;
Обучение техникам релаксации (таким как «Маяк», «Улитка», «Океан» и т.д.), а также мышечной релаксации;
Распространение практики разделения ответственности за результат с пациентом, умения отказывать;
Популяризация спорта, поддержка хобби сотрудников;
Регуляция партнёрских отношений в коллективе
Профилактика ложных ожиданий
Портал Американской медицинской ассоциации предлагает семь шагов по предотвращению эмоционального выгорания сотрудников медицинской организации:
Введите «состояние здоровья» как индикатор качества работы сотрудников;
Организуйте комитет или команду психологов и ответственных руководителей, ответственный за мониторинг ситуации по этому вопросу;
Организуйте ежегодные исследования
Регулярно встречайтесь с сотрудниками, ответственными за благополучие работников, обсуждайте дальнейшее развитие в этом направлении;
Выборочно вмешивайтесь в процесс. Принимайте меры по отношению к сотрудникам, которые находятся в группе риска выгорания;
Переосмысливайте положение дел после каждого ежегодного отчёта. Сравнивайте полученные результаты. Меняйте стратегию, если необходимо;
Ищите способы улучшить самочувствие сотрудников и предотвращать выгорание в работе комитета и команды, которым вы поручили решение этих вопросов. Отрабатывайте стратегию, улучшайте её. Концентрируйтесь на том, что приносит результат.
Высокий уровень стресса и вызванное им профессиональное выгорание становится всё более распространённым, в том числе в медицинской сфере. Это актуальная проблема которая приводит к снижению качества уровня жизни работников, падению эффективности труда, и вытекающим из этого высокой текучести кадров, экономическим убыткам, падениям прибыли. Отслеживание уровня стресса, проведение профилактических мероприятий и контроль состояний сотрудников становится всё более широко применяемой практикой среди руководителей медицинских учреждений. Кроме основополагающих и точных методик измерения уровня стресса и оценки состояния, одним из главных приоритетов остаётся распространение информации о профессиональном выгорании, расширении осведомленности персонала о его причинах, симптомах и последствиях.
Л.С. Чутко, Н.В. Козина «Синдром эмоционального выгорания»
Самоукина Н.В. (ПИ РАО) «Синдром профессионального выгорания», «Медицинская газета», №43, 8 июня 2005 г.
В.И. Евдокимов, И.Э. Есауленко, А.И. Губин, В.И. Попов «Оценка профессионального выгорания у медицинских работников. Методические рекомендации» (ISBN 978-5-904031-08-4)
Семенова Н.В., Вяльцин А.С., Авдеев Д.Б., Кузюкова А.В., Мартынова Т.С., Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2 20.03.2017